Всё о нэцкэ

Фотографии,описание,нэцкэ как талисманы и обереги

Бэндзайтэн

 

 

Бэндзайтэн, попирающая они. Конец 19 в.

 

 

 

 

 

Бэндзайтэн с лютней,19 в.

Боги  Бисямонтэн    Будда Шакьямуни    Бэндзайтэн    Дайкоку    Дзё и Уба    Дзюродзин    Каннон    Кану    Нио

Бэндзайтэн (Бэнтэн)-единственная богиня, входящая в число Семи богов счастья.Ее чаще всего изображают восседающей на драконе или змее (иногда резчики нэцкэ помещают небольшую свернувшуюся змейку в высокой прическе Бэнтэн);руки богиниизящно возложены на бива (лютня, японский национальный струнный инструмент).

 


Начало распространения культа богини относится к 13 столетию.Образ Бэнтэн восходит сразу к трём буддийским божествам индийского пантеона:Махашри (или Китидзётэн),Лакшми и Сарасвати (легендарная мифическая река, возможно сокральное название Инда.) Собственно, своим статусом богини счастья Бэнтэн в немалой степени обязана Китидзётэн,являвшейся женской ипостасью бога Бисямонтэна. В формировании культа Бентэн исключительно важную роль играют добуддийские верования. В них фигурирует владычица речных вод Белая Змея, чьи функции впоследствии и приняла на себя Бэндзайтэн.Отсюда уместно заметить, что присутствие дракона на изображениях  и скульптурвх Бэнтэн далеко не случайно. Этот дракон с телом змеи и головой старца -его зовут Угадзин или Хакудза-божество земледелия ,переосмысленный образ О-гэцу-химэ,"девы-богини великой пищи". Согласно одной легенде,некогда Укадзин выступал как грабитель,разоряя прибрежную деревушку Кошиго. Он внезапно появлялся из моря и нападал на жителей, пожирая в первую очередь младенцев. Бэндзайтэн устроила небольшое землетрясение,чем отвлекла внимание дракона, а потом искусно оплела его своими чарами и убедили его на себе жениться! Её благотворное влияние привело к тому,что Угадзин превратился из бесчинствующего разбойника в защитника и покровителя,неся отныне лишь благо. Между прочим, стратегический талант богини,проявившийся в инциденте с Угадзином, снискал ей ореол мудрой и удачливой воительницы, способной разрешить миром любое военное противостояние. По мнению же известного специалиста по искусству нэцкэ М.В. Успенского, Угадзина целесообразно считать принципиально новой формой Бэнтэн, обязанной своим возникновением слиянию добуддийских и буддийских верований в процессе становления образа богини. Иногда Бэнтэн отождествляют с синтоистской богиней Итикисима-химэ-но  микото, дочерью великой богини солнца и прародительницы японских императоров Аматэрасу (Аматэрасу но миками,"великая священная богиня сияющая на небе",Аматэрасу но микото , "богиня Аматэрасу") и ее брата Сусаноо (Такэхая Сусаноо  но  микото, "доблестный,быстрый,яростный бог-муж из Суса"),бога бури и водной стихии. В первом свитке японского мифологического свода" Кодзики" указано, что эта Дева-Богиня Итикисима также прозывалась Саёри бимэ но микото .Девой- Богиней  Причалов. Любопытно,что именно в теле её отца Сусаноо обрела в дальнейшем рождение уже упоминавшаяся ранее О-гэцу химэ, своего рода прообраз дракона Угадзина. Характерной особенностью- в плане искусства нэцкэ-является весьма редкое изображение фигурок богини Бэнтэн;она, как правило, встречается только в компании остальных шести богов.

Талисманы и обереги

Бэндзайтен-символ долголетия,успеха,музыкального дара и защиты от стихийных бедствий. Эта нэцкэ будет полезна и страдающим костноязычием, поскольку Бэндзайтэн не только божество водной стихии, но и богиня красноречия.

 

Читать дальше

Бэндзайтэн, восседающая на спине дракона, 19 в.

 

Стоящая Бэндзайтэн с лютней

 

 

Стоящяя Бэндзайтэн

 

Бэнтэн, играющая на лютне. Слоновая кость

 

 

Боги  Бисямонтэн    Будда Шакьямуни    Бэндзайтэн    Дайкоку    Дзё и Уба    Дзюродзин    Каннон    Кану    Нио

 

 

Все права защищены                  сентябрь 2010 год.

 



Hosted by uCoz