Бисямонтэн.
Конец 19 в.,
автор неизвестен,
резьба по кости
Бисямонтэн в шлеме с мечом и пагодой |
Боги
Бисямонтэн
Будда Шакьямуни
Бэндзайтэн
Дайкоку
Дзё и Уба
Дзюродзин
Каннон
Кану
Нио
Бисямонтэн-одно
из самых популярных божеств в Японии.Его почитают
как одного из Семи богов счастья (Ситифукудзин).Чаще всего Бисямонтэна
изображают в воинском облачении;в одной руке он держит буддийскую
паго-
ду,а в другой крепко сжимает внушительный жезл.Пагода символизирует сак-
ральную чистоту буддийской доктрины,а жезл (нередко-трезубец)-грозное
оружие,помогающее сокрушать противников. |
Образ этого
божества восходит
к индуистскому богу Кубере
(Вайшраване)-стражу подземных
сокровищ и охранителю Севера,
Любопытно,что в ряде источников
Кубера позиционируется как
живший в первой четверти 2 века
легендарный царь Канишка,известный
своим непомерным богатством и
изрядными благодеяниями,снис-
кавший ему сан божества.Народные верования отожднствляют Бисямонтэна
с синтоитскими божествами Эномотося и Дай-
гёдзи. В японской мифологии Бисямонтэн-как и
Кубера (или Вайшравана)-охранитель(локапала)
Севера.В скульптурных композициях Бисямонтэн,
как правило,фигурирует среди трех остальных
владык света.У древних японцев пользовались
популярностью и парные изображения Бисямонтэна,
где он соседствует с локапалами Дзодзётэном
(Вирудхака)или Дзикокутэном (Дхритараштра).Он входит в число
аватар("спасителей мира",частью божеств,частью
смертных)Дзидзо-босацу-японского бога-покровителя
детей и путников.Однако наиболее древние пласты верований представляют
Бисямонтэна в качестве бога счастья и богатства;
некогда существовал даже его самостоятельный культ.Каждому японцу хорошо
известна легенда о мудром отшельнике,
обитавшем на горе Сиги,которому была мистическим образом ниспослана
фигурка Бисямонтэна.Она обладала чудотворными свойствами
и принесла своему обладателю заслуженное воздеяние за его добродетели,а
потом перешла к доблестному воителю Кусуноки
Масасиге(1294-1336),безмерно почитавшему её и в честь бога назвавшему
своего сына Бисямонтэном.Если обратиться к этому
авторитетному источнику как "Инрёкэн нитироку"(это знаменитая
летопись,которую на протяжении нескольких десятилетий
добросовестно вели монахи киотосского монастыря Сёкокудзи),то можно
обнаружить,что,начиная сконца 15 столетия,
среди верующих было принято устанавливать изображения Бисямонтэна на так
называемой "полочке для богов"(камидана).Поступая таким образом,они
надеялись скорее обрести счастье.Кстати,именно в этот период времени
Бисямонтэну было
суждено войти в число Семи богов счастья,что явилось следствием слияния
в народном сознании образов Бисямонтэна
и Дайкокутэна-главного бога счастья.Впрочем, одним из исключительно
популярных мотивов в нэцкэ являлось также
и изображение Бисямонтэна,вкушающего сакэ в компании с
Бэндзайтэн.Использование подобного сюжета имело под собой реальную
подоплёку:ритуальным распитием сакэ у японцев было принято встречать
Новый год.Изображая этих богов в традиционных человеческих
ипостасях,мастера нэцкэ,судя по всему,стремились приблизить,сделать
более доступными людям то счастье,те светлые надежды,которые свяэывались
с образами Бэндзайтэн и Бисямонтэна.
Читать дальше |
Окимоно Бисямонтен с трезубцем. Период Мейджи (1858-1911),резьба по кости
Бисямонтэн с пагодой,резьба по
кости
Бисямонтэн с мечом и пагодой.
Нэцкэ из коллекции А.Берхарда
Талисманы и обереги
Бисямонтэн
символизирует счастье и неизбывное благоденствие. Желая кому-либо финансового процветанмя, вы очень правильно поступите, если преподнесете этому человеку в подарок нэцкэ Бисямонтэна.
Бисямонтэн с пагодой в правой руке.
Период Мейджи (1858-1911),мастер Тококу |