Бэндзайтэн, попирающая они. Конец
19 в.
Бэндзайтэн с лютней,19 в. |
Боги
Бисямонтэн
Будда Шакьямуни
Бэндзайтэн
Дайкоку
Дзё и Уба
Дзюродзин
Каннон
Кану
Нио
Бэндзайтэн (Бэнтэн)-единственная богиня, входящая в число Семи богов
счастья.Ее чаще всего изображают восседающей на драконе или змее (иногда
резчики нэцкэ помещают небольшую свернувшуюся змейку в высокой прическе
Бэнтэн);руки богиниизящно возложены на бива (лютня, японский
национальный струнный инструмент). |
Начало распространения культа богини относится к 13
столетию.Образ Бэнтэн восходит сразу к трём буддийским божествам
индийского пантеона:Махашри (или Китидзётэн),Лакшми и Сарасвати
(легендарная мифическая река, возможно сокральное название Инда.)
Собственно, своим статусом богини счастья Бэнтэн в немалой степени
обязана Китидзётэн,являвшейся женской ипостасью бога Бисямонтэна. В
формировании культа Бентэн исключительно важную роль играют добуддийские
верования. В них фигурирует владычица речных вод Белая Змея, чьи функции
впоследствии и приняла на себя Бэндзайтэн.Отсюда уместно заметить, что
присутствие дракона на изображениях и скульптурвх Бэнтэн далеко не
случайно. Этот дракон с телом змеи и головой старца -его зовут Угадзин
или Хакудза-божество земледелия ,переосмысленный образ
О-гэцу-химэ,"девы-богини великой пищи". Согласно одной легенде,некогда
Укадзин выступал как грабитель,разоряя прибрежную деревушку Кошиго. Он
внезапно появлялся из моря и нападал на жителей, пожирая в первую
очередь младенцев. Бэндзайтэн устроила небольшое землетрясение,чем
отвлекла внимание дракона, а потом искусно оплела его своими чарами и
убедили его на себе жениться! Её благотворное
влияние привело к тому,что Угадзин превратился из бесчинствующего
разбойника в защитника и покровителя,неся отныне лишь благо. Между
прочим, стратегический талант богини,проявившийся в инциденте с
Угадзином, снискал ей ореол мудрой и удачливой воительницы, способной
разрешить миром любое военное противостояние. По мнению же известного
специалиста по искусству нэцкэ М.В. Успенского, Угадзина целесообразно
считать принципиально новой формой Бэнтэн, обязанной своим
возникновением слиянию добуддийских и буддийских верований в процессе
становления образа богини. Иногда Бэнтэн отождествляют с синтоистской
богиней Итикисима-химэ-но микото, дочерью великой богини солнца и
прародительницы японских императоров Аматэрасу (Аматэрасу но
миками,"великая священная богиня сияющая на небе",Аматэрасу но микото ,
"богиня Аматэрасу") и ее брата Сусаноо (Такэхая Сусаноо но
микото, "доблестный,быстрый,яростный бог-муж из Суса"),бога бури и
водной стихии. В первом свитке японского мифологического свода" Кодзики"
указано, что эта Дева-Богиня Итикисима также прозывалась Саёри бимэ но
микото .Девой- Богиней Причалов. Любопытно,что именно в теле её
отца Сусаноо обрела в дальнейшем рождение уже упоминавшаяся ранее О-гэцу
химэ, своего рода прообраз дракона Угадзина. Характерной особенностью- в
плане искусства нэцкэ-является весьма редкое изображение фигурок богини
Бэнтэн;она, как правило, встречается только в компании остальных шести
богов.
Талисманы и обереги
Бэндзайтен-символ
долголетия,успеха,музыкального дара и защиты от стихийных бедствий. Эта
нэцкэ будет полезна и страдающим костноязычием, поскольку Бэндзайтэн не
только божество водной стихии, но и богиня красноречия.
Читать дальше |
Бэндзайтэн,
восседающая на спине дракона, 19 в.
Стоящая
Бэндзайтэн с лютней
Стоящяя
Бэндзайтэн
Бэнтэн, играющая на лютне. Слоновая кость
|